Покупка жилья в новом доме может быть омрачена, и речь не об ипотечных выплатах. Что делать, если с вами произошла одна из тех историй, которые довольно часто освещают в новостях? Речь о значительных дефектах, которые обнаруживает покупатель жилья, вселившись, наконец, в свою квартиру в новостройке.
О каком браке идет речь?
Наиболее распространены дефекты, связанные со стеклопакетами. А, точнее, с их некачественной установкой. Плохо закрывающиеся створки, продувание и плохая звукоизоляция окон, наличие трещин на профиле, разболтанная фурнитура – все сюда.
Вторые по популярности виды брака имеют отношение к качеству отделки, а также состоянию лоджий и балконов. Вот почему покупка квартиры с готовой отделкой может иметь немало подводных камней. Часто у застройщика возникает соблазн сэкономить на качестве отделочных материалов и квалифицированной рабочей силе. Как правило, бывает выгоднее и надежнее приобретать жилье без отделки и проконтролировать ремонт самостоятельно. Многие потенциальные покупатели недвижимости это поняли и сознательно отказываются от ремонта силами застройщика.
Некачественная герметизация швов или ее отсутствие, оставляющие желать лучшего системы тепло- и звукоизоляции, плохая сантехника и другие не самые приятные особенности нового жилья обнаруживаются чаще, чем хотелось бы.
В договоре купли-продажи квартиры должны отражаться все характеристики, которым она будет соответствовать при сдаче собственнику. Но даже если в контракте они отсутствуют, стоит помнить, что госорганы позаботились о будущих жильцах и разработали специальные ГОСТы и СНиПы, в которых отражаются требования к квартирам в новостройках.
Например:
- Перепад уровня пола не должен быть выше 2 мм на 2 м площади.
- Перепад уровня стен не должен превышать 1мм на 1м длины.
- Швы должны быть качественно герметизированы.
- В стеклопакетах не должно быть дефектов: трещин, щелей и тд.
Очевидно, что людям, далеким от строительства, довольно сложно разобраться во всех этих нормах и тонкостях. Что же делать, если внешний брак в квартире отсутствует, но хочется убедиться, что все действительно в порядке?
Выявить недостатки поможет эксперт. Застройщик не имеет права отказать в доступе к объекту нанятому специалисту. Пригласите своего знакомого/друга, разбирающегося в ремонте и строительстве, тщательно проверьте стены, состояние сантехники и окон. Если таких знакомых нет, обратитесь к специалистам.
Кто виноват?
Средняя цена 1 кв. метра «однушки» в новостройке по Москве составила 222 992 рублей, по Санкт-Петербургу – 127 046 рублей. Выплачивая столь немалые суммы, вполне очевидно, что покупатель рассчитывает на получение качественной квартиры.
Если расчеты не оправдались, не повод опускать руки и винить судьбу: время действовать и отстаивать свои права. Конечно, в наличии недостатков квартиры виноват застройщик. Очень часто компании экономят на всем, на чем можно и нельзя, в ущерб качеству объектов: на материалах и оборудовании, рабочей силе. Корень зла – низкая квалификация рабочих и отсутствие контроля качества на разных этапах строительства.
Зачастую еще и сам покупатель безответственно относится к выбору застройщика и оформлению сделки. В момент подписания договора и акта передачи не уделяется должного внимания детальному анализу документов. Предусмотрительные покупатели жилья приглашают строительных экспертов на обе сделки: заключение договора и сдачу объекта. Ведь если заранее не обзавестись доказательствами о несоответствии жилья надлежащему состоянию, впоследствии отстоять свои права будет гораздо сложнее.
И что делать?
Рассмотрим поэтапную инструкцию к действию. Главная ее цель – своевременное выявление недостатков квартиры в новостройке и защита своих прав как потребителя.
Осмотр объекта и составление претензии
Когда представитель застройщика уведомил вас о том, что можно заселяться, и пригласил на встречу для сдачи ключей, не забудьте захватить с собой бланк претензии. По-другому его называют протоколом замечаний, но никакого отношения к передаточному акту он не имеет.
Что проверять в первую очередь:
- Подъезд, состояние лифта, технического этажа. Если ваша квартира находится на нижнем или верхнем этаже, плохое состояние этих объектов может сыграть с вами злую шутку.
- Проверяем качество окон и их монтажа. Поочередно откройте-закройте каждую створку, оцените легкость их движения и сопровождающие его звуки. Обратите внимание, не продувает ли окна, когда они находятся в закрытом состоянии, нет ли щелей, трещин на поверхностях, хорошо ли закреплена фурнитура.
- Исследуем стены. Посмотрите, есть ли неровности, герметичны ли швы. Для исследования используйте дальномер или измерительную ленту.
- Что с батареями? Измерьте расстояния от стен, пола и подоконника. Оно не должно быть меньше 2, 7 и 8 см соответственно. Запишите текущие показания счетчика отопления.
Если при первичном осмотре дефекты выявлены не были, вы имеете право оформить этот документ в течение гарантийного срока. Он составляет не менее 5 лет с момента сдачи объекта. Застройщик обязан устранить все нарушения договора, строительных ГОСТов и СНиПов. Причем безвозмездно.
После того как все претензии успешно зафиксированы, нужно вручную написать претензию и предъявить ее застройщику: из рук в руки или по почте заказным письмом с уведомлением.
Когда ждать устранения неисправностей?
Срок, в течение которого застройщик обязан устранить все дефекты, составляет 45 дней (согласно закону о защите прав потребителей). При отказе или нарушении срока смело обращайтесь в суд. Статистика судебной деятельности положительна: большинство дел разрешается в пользу покупателя.