Современные технологии не только повышают оперативность проведения сделок, но и делают их более рискованными для собственников. Используя цифровой доступ, мошенники могут проводить незаконные сделки с имуществом граждан. В августе 2019 года Госдума приняла закон, запрещающий проведение операций с недвижимостью по электронной подписи. Таким образом, законодатели хотят защитить физических лиц от незаконных сделок. Новый законопроект накладывает запрет на дистанционное отчуждение имущества с помощью квалифицированной электронной подписи (ЭП).
Разберемся, как защитить свои права и не потерять недвижимость в эпоху кибермошенничества.
Что такое электронная подпись
Электронная подпись — это набор символов, который генерирует шифровальная программа. ЭП имеет криптографическую защиту, и помогает идентифицировать юридическое или физическое лицо без его личного присутствия. Цифровая подпись создавалась, чтобы упростить процесс взаимодействия с учебными, медицинскими, информационными системами через интернет. ЭП позволяет проводить сделки с недвижимостью в упрощенном порядке, а также предоставляет доступ к порталу государственных услуг. Существует два типа ЭЦП подписей:
- Простая подпись, состоящая из логина и пароля.
- Усиленная подпись. Создается с применением средств шифрования, сертифицированных ФСБ. Бывает неквалифицированной и квалифицированной.
Квалифицированная подпись позволяет пользоваться электронными сервисами, доступ к которым осуществляется через единую систему идентификации и авторизации (ЕСИА). Под одним логином и паролем пользователь может заходить на сайт налоговой службы, Россреестра и другие порталы, подключенные к ЕСИА. Кроме того, усиленная ЭЦП используется для подписания договоров купли-продажи недвижимости.
Электронная подпись имеет такую же юридическую силу, как и собственноручная. ЭП выдают аккредитованные удостоверяющие центры. К таким центрам относится, например, БТИ.
Особенности использования ЭП
Раньше сделки с недвижимостью разрешалось проводить без личного присутствия собственника. При наличии электронной подписи квартиру можно было продать или подарить через интернет. Для этого не нужно было обращаться Росреестр или МФЦ.
По новым правилам проведение сделок возможно только с письменного согласия владельца недвижимости. То есть, если вы хотите, к примеру, продать жилье с использованием электронной подписи, придется написать соответствующее заявление и передать его в Росреестр. После этого в ЕГРН появится отметка о том, что вы имеете право заключать сделки дистанционно.
Если такой отметки нет, то провести сделку с использованием документов, поданных в электронном виде и закрепленных ЭП, не получится. Документация о регистрации перехода прав собственности на недвижимость в этом случае не будет рассматриваться регистрирующим органом, а запрос просто аннулируют. Таким образом, мошенники уже не смогут оформить дарственную или продать квартиру без ведома законного владельца.
Заявление об отметках в ЕГРН вы можете подать на все объекты собственности сразу или на каждый в отдельности. Отметку можно удалить в любое время. Удаление автоматически свидетельствует о запрете использования электронной подписи. Отметка удаляется по заявлению собственника или решению суда.
Закон о запрете
С августа 2019 года законопроект, принятый на территории РФ, по умолчанию запрещает проведение сделок с применением ЭП. Закон позволяет оградить граждан от кибермошенничества с недвижимостью. Таким образом, российские законодатели попытались помочь собственникам не остаться без жилья. Многие собственники раньше не знали, что для запрета использования ЭП требовалось официальное заявление. Теперь новый закон автоматически исключает возможность проведения удаленных сделок без личного присутствия или разрешения владельца.
Запрет не распространяется на ипотеку. Ипотечные сделки по-прежнему можно будет совершать в удаленном формате. То есть, документацию от банков разрешено подавать в электронном виде. Личного участия гражданина при этом не требуется.
Помимо этого, закон позволяет проводить сделки дистанционно только в случае, если ЭЦП была выдана удостоверяющим центром кадастровой палаты. Также заявление на использование электронной подписи можно не подавать, если сделка проходит с участием нотариуса или государственного органа, у которого налажен электронный документооборот с Россреестром.
Особенности нотариальных сделок
При нотариальном формате сделки все документы подает нотариус. В процессе удостоверении сделки нотариус запрашивает необходимую электронную документацию, проверяет дееспособность и соответствие волеизъявления обратившегося лица. Нотариус самостоятельно направляет документы в регистрирующий государственный орган в электронном виде. Он гарантирует законность и защиту сторон, а также несет полную материальную ответственность за удостоверенную сделку. Подача документации через нотариуса — гарантия неоспоримости и законности сделки, а также полной достоверности указанных сведений.
Как защититься от мошенничества с ЭП
Чтобы оградить собственность от мошенников, эксперты в сфере безопасности сделок с недвижимостью рекомендуют контролировать все персональные данные, которые вы используете в интернете. Это относится к личной информации, паролям и логинам, сканированным копиям документов. Также важно внимательно следить за тем, какие документы вы подписываете. Желательно периодически заходить в личный кабинет на портале госуслуг. Там отображается вся информация о поданных заявлениях и услугах, полученных за последние 30 дней. Это поможет вовремя обнаружить несанкционированные попытки доступа к вашим данным.